Кибербезопасность

Профилактика киберпреступлений

21.11.2022

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УПРАВЛЕНИЕ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КИБЕРПРЕСТУПНОСТИ

криминальной милиции

УВД ВИТЕБСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА


Опорный план-конспект по теме: «ПРОФИЛАКТИКА КИБЕРПРЕСТУПЛЕНИЙ»


Мошенники ищут все новые и новые способы обмана, чтобы завладеть чужими деньгами. Для совершения основных видов киберпреступлений - вишинга и фишинга - они стремятся завладеть номерами белорусских пользователей в мессенджерах, в основном Viber.

Чужие белорусские аккаунты в мессенджере нужны мошенникам, чтобы с большей убедительностью вводить в заблуждение потенциальных жертв, представляясь сотрудниками белорусского банка, правоохранительных органов или просто абонентами оператора связи.

VIBER. Для завладения номером мошенники рассылают в чатах и сообществах Viber сообщение со ссылкой, предлагающей получить вам нужную информацию (фейковую новость, предложение о подработке или сведения об успеваемости вашего ребенка). В ссылке обязательно содержатся слова www.viber.com/activate_secondary/***. Это и есть маркер мошеннической ссылки. После перехода по такой ссылке пользователь сам дает разрешение на доступ к своей учетной записи в Viber на другом устройстве. Заполучив учетную запись, мошенники имеют возможность читать переписку, скачивать информацию, например, фотографии или данные банковских карточек, или осуществлять рассылку таких же сообщений всем контактам для завладения другими учетными записями.

Если вы предоставили мошенникам доступ к своей учетной записи на другом устройстве, необходимо как можно быстрее его деактивировать. Для этого нужно открыть Viber на своем устройстве, нажать на кнопку в нижнем правом углу «Ещё», зайти в «Настройки», потом в «Учётную запись», «Компьютеры и планшеты» и деактивировать учетную запись на других устройствах.

Чтобы не стать жертвой других киберпреступлений, связанных с хищениями денежных средств, необходимо понимать какие схемы используют злоумышленники и как уберечь себя от последствий.

Вот самые распространенные схемы обмана.
ВИШИНГ.
Мошенники звонят, выдают себя за сотрудника банка. Почти всегда они знают ваше имя. Под предлогом отмены какой-либо операции с деньгами или возврата (сохранения) случайно списанной суммы выманивают у вас данные: номер, срок действия и секретный трехзначный код на обороте платежной карты. Используя эти сведения, переводят деньги себе на счет.

Или предлагают установить программу якобы для отмены таких операций и назвать код ее регистрации. На самом деле эта программа для удаленного доступа к вашему устройству. Она позволяет злоумышленникам войти в ваш мобильный банкинг и похитить деньги с вашего счета или даже оформить на вас онлайн-кредит.

Иногда к разговору подключаются сообщники, которые представляются сотрудниками милиции или следственных органов, и просят помочь разоблачить мошенника в банке. Для этого необходимо оформить в нескольких банках кредиты и полученные деньги временно перевести на якобы «специальный защищенный счет». При этом мошенники постоянно удерживают свою жертву «на крючке» - не дают закончить разговор, чтобы одуматься, позвонить или поговорить с родными, а также слышать что происходит вокруг и постоянно держать человека в страхе и напряжении.

Чтобы не стать жертвой киберпреступников, в случае поступления звонка из банка, следует закончить разговор и самостоятельно перезвонить в банк по номеру на обороте платежной карты и уточнить все ли в порядке с вашим счетом.

Чтобы защитить себя от звонков абонентов, не внесенных в вашу телефонную книгу, вы можете настроить «защиту от лишних звонков». Для этого в Viber последовательно нажать «Ещё», «Настройки», «Вызовы и сообщения», поставить галочку напротив «Защита от лишних звонков». В случае поступления звонка с неизвестного номера, он покажется как неотвеченный, при необходимости, вы сами сможете перезвонить.

ФИШИНГ. Еще один способ, когда мошенники завладевают персональными данными и совершают хищение денежных средств.

Мошенник точно копирует настоящий и создает фишинговый сайт. Чаще всего подделывают почтовые сервисы (КУФАР, Белпочта, Европочта, СДЭК), но иногда и платежные системы банков (ОАО «Беларусбанк», ОАО «Белагропромбанк»), сервисов оплаты (билетов театра, аренды кальянной). Интернет-адрес в названии похож на настоящий, но есть отличие в названии или домене. Далее письма, содержащие фишинговую ссылку, рассылаются потенциальным потерпевшим.

Ссылки на поддельные страницы часто присылают в мессенджерах продавцам товаров с сайтов объявлений якобы для получения аванса за продаваемый товар или оформления доставки курьером.

Фишинговые страницы содержат сведения о товаре, повторяют фирменный стиль и сервисы сайта, например, онлайн-консультант. Злоумышленник стремится получить все данные карты, в том числе трехзначный код с обратной стороны, а также смс-коды от банка или даже логины и пароли для входа в Интернет-банкинг. Эти данные позволяют ему перевести все деньги с карты владельца, а в случае передачи идентификационного (личного) номера паспорта оформить онлайн-кредит.

Примеры фишинговых страниц: belpochta. by, bellpost.by, belpochi.by, belpost.be, europocha.be, kufar.cc, bel-bank,online.by и подобные.

Чтобы не стать жертвой киберпреступников, перед совершением платежей самостоятельно зайдите на официальный сайт банка, уже с него перейдите в свой личный кабинет.

Переходите в интернет-банкинг только с официального сайта банка, а не по ссылкам, даже из поисковых систем.

Помните! Для получения оплаты никогда не требуется Вводить трехзначный код с оборотной стороны карты.

В интернет-адресе белорусских организаций после последней точки обязательно должен быть домен BY, а за ним наклонная черта ***.BY/**

ПАРОЛИ. Получив доступ к аккаунту пользователя в соцсети (методом подбора пароля или вредоносного программного обеспечения), злоумышленник осуществляет рассылку сообщений интернет-друзьям и ждет отклика, убеждает под разными предлогами передать денежные средства или конфиденциальную информацию, например, фотографии или данные банковской карты.

Устанавливайте сложные пароли, используйте цифры и буквы разного регистра.

Подключите двухфакторную аутентификацию - «привяжите» свой аккаунт к номеру телефона, вы своевременно получите сообщение о попытке входа в ваш аккаунт с ДРУГОГО устройства.

Если вам пришло письмо от вашего друга с просьбой одолжить деньги, убедитесь, что это именно он прислал сообщение и нуждается в вашей помощи.

 

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ОТ КИБЕРПРЕСТУПНИКОВ


• Никому не доверять по телефону и ни под каким предлогом не передавать номер банковской карты, срок действия, трехзначный секретный код на обороте, логины и пароли доступа к банкингу, смс-коды от банка.
• Подключить услугу «3D Secure» (обязательное подтверждение операций в сети Интернет смс-кодами от банка) и никому не передавать коды (не вводить на страницах).
• При поступлении звонка от работника банка или сотрудника милиции, закончить разговор и самостоятельно перезвонить в банк или милицию.
• Не устанавливать программы по указанию незнакомых лиц.
• Не переводить деньги по указанию, полученному по телефону даже от работников банка или милиции.
• Установить в Вайбер защиту от нежелательных звонков. При поступлении звонка от абонента, не внесенного в телефонную книгу, вы увидите пропущенный звонок и, если нужно, сможете сами перезвонить. (Viber —> Еще —> Настройки —> Вызовы и сообщения —> Защита от лишних звонков).
• Использовать отдельную платежную карту для операций в сети Интернет и хранить на ней сумму, которую вы планируете потратить.
• Настроить ограничения по своей основной банковской карте: выставить запреты на проведение операций в Интернете, установить максимальные суммы расходов в день (неделю, месяц).
• Проверять адрес и домен страницы, на которой вводите данные платежной карты. В адресе сайта белорусских организаций обязательно после имени сайта должен быть короткий домен (BY), а после него наклонная черта (***.by/***).
• Тщательно проверять адрес сайта на наличие «опечаток» — это может быть копия официального ресурса, специально созданного для введения в заблуждение.

Управление по противодействию киберпреступности
криминальной милиции УВД Витебского облисполкома

свернуть

Профилактика и противодействие киберпреступности

20.10.2022

Киберпреступления – преступления, связанные с использованием компьютерной техники (преступления против информационной безопасности, хищения путем использования средств компьютерной техники, шантаж, вымогательство, изготовление и распространение порнографических материалов и т.д.).

Основные понятия, которые относятся к теме безопасного поведения в сети интернет и описывают виды киберпреступлений:

Фишинг (англ. phishing от fishing «рыбная ловля, выуживание») – вид мошенничества, цель которого является получение конфиденциальных данных для доступа к различным сервисам (электронной почте, странице в социальной сети, интернет-банкингу и т.д.). 

Вишинг (англ. vishing – voice + phishing) – это устная разновидность фишинга, при которой злоумышленники посредством телефонной связи, используя приемы, методы и технологии социальной инженерии, под разными предлогами, искусно играя определенную роль (как правило, сотрудника банка, технического специалиста и т.д.), вынуждают человека сообщить им свои конфиденциальные банковские или персональные данные либо стимулируют к совершению определенных действий со своим банковским счетом или банковской картой. 

Информационная безопасность – состояние защищенности сбалансированных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в информационной сфере. 

Кибератака – целенаправленное воздействие программных и (или) программно-аппаратных средств на объекты информационной инфраструктуры, сети электросвязи, используемые для организации взаимодействия таких объектов, в целях нарушения и (или) прекращения их функционирования и (или) создания угрозы безопасности обрабатываемой такими объектами информации. 

Кибербезопасность – состояние защищенности информационной инфраструктуры и содержащейся в ней информации от внешних и внутренних угроз. 

Киберинцидент – событие, которое фактически или потенциально угрожает конфиденциальности, целостности, подлинности, доступности и сохранности информации, а также представляет собой нарушение (угрозу нарушения) политик безопасности.

Кибертерроризм – атаки на информационные системы, несущие угрозу здоровью и жизни людей, а также способные спровоцировать серьезные нарушения функционирования критически важных объектов в целях оказания воздействия на принятие решений органами власти, либо воспрепятствования политической или иной общественной деятельности, либо устрашения населения, либо дестабилизации общественного порядка. 

Конфиденциальность информации – требование не допускать распространения и (или) предоставления информации без согласия ее обладателя или иного основания, предусмотренного законодательными актами Республики Беларусь. 

Обладатель информации – субъект информационных отношений, получивший права обладателя информации по основаниям, установленным актами законодательства Республики Беларусь, или по договору. 

Персональные данные – основные и дополнительные персональные данные физического лица, подлежащие в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь внесению в регистр населения, а также иные данные, позволяющие идентифицировать такое лицо. 

Пользователь информации – субъект информационных отношений, получающий, распространяющий и (или) предоставляющий информацию, реализующий право на пользование ею. 

Пользователь информационной системы и (или) информационной сети – субъект информационных отношений, получивший доступ к информационной системе и (или) информационной сети и пользующийся ими. 

Предоставление информации – действия, направленные на ознакомление с информацией определенного круга лиц. 

Преступления в информационной сфере – предусмотренные Уголовным кодексом Республики Беларусь преступления против информационной безопасности (киберпреступления) и иные преступления, предметом или средством совершения которых являются информация, информационные системы и сети. 

Распространение информации – действия, направленные на ознакомление с информацией неопределенного круга лиц. 

Сваттинг – тактика домогательства, которая реализуется посредством направления ложного вызова той или иной службе. Например, люди сообщают о минированиях, преследуя цель устроить неразбериху и панику в конкретном месте. 

Смишинг – вид мошенничества (англ. smishing – SMS + phishing), целью которого является переход по ссылке из SMS и/или загрузки вредоносного программного обеспечения. Смишинг-сообщение обычно имеет схожий внешний вид сообщения от банка, государственного учреждения, оператора электросвязи, известного магазина, а также о внезапном выигрыше в лотерею или акции и т.д. 

Цифровая гигиена – это свод правил, следуя которым, человек обеспечивает себе информационную безопасность (не анонимность, а защиту) в сети Интернет. Относится к сфере знаний о цифровой безопасности. 

Материалы по вопросам кибербезопасности и Рекомендации о том, как не стать жертвой кибермошенников

Рекомендации о том, как не стать жертвой кибермошенников и информация об уголовной ответственности за киберпреступления

В Уголовном кодексе Республики Беларусь содержится ряд статей, предусматривающих уголовную ответственность за киберпреступления:

  • ст.212 «Хищение путем использования компьютерной техники»;
  • ст.349 «Несанкционированный доступ к компьютерной информации»;
  • ст.350 «Модификация компьютерной информации»;
  • ст.351 «Компьютерный саботаж»;
  • ст.352 «Неправомерное завладение компьютерной информацией»;
  • ст.353 «Изготовление либо сбыт специальных средств для получения неправомерного доступа к компьютерной системе или сети»;
  • ст.354 «Разработка, использование либо распространение вредоносных программ»;
  • ст.355 «Нарушение правил эксплуатации компьютерной системы или сети»

Если Вы стали жертвой киберпреступников, обращайтесь в главное управление по противодействию киберпреступности криминальной милиции МВД Беларуси

свернуть
Меню раздела
Опросы
Как Вы оцениваете доступную среду в Ушачском районе?